Для любого предпринимателя, собственника очень важно, чтобы команда была на целях, чтобы команда была сориентирована, чтобы команда разделяла и понимала, куда собственник хочет попасть через какое-то время. Согласны?
Для этого собственник разрабатывает с помощью опять же команды или без помощи нее, с помощью внешних, нанятых экспертов, советников, консультантов, стратегию. Стратегия в себя включает цель, ну или миссию, соответственно, замысел, то есть это некий способ, с помощью которого собственник хочет эту цель достичь. Например, цель - создать потрясающее сообщество объединённых единой идеей людей. А способ - это, допустим, построить в 100-километровой зоне Москвы коттеджный посёлок и продать его только избранным членам Закрытого сообщества, тем самым, создать Закрытый клуб, допустим. Понимаете, да, о чём я? Вот, собственно, замысел. А ценности или корпоративная политика - это правила игры. Или то, что мы делаем, а что мы не делаем в реализации этого замысла.
И самое главное - это расписать стратегические программы. Как правило, программы пишутся по направлениям деятельности: программа по маркетингу, программа по продажам, программа по производству, по финансам и так далее. Так вот, как вы знаете, программа, у которой больше всего шансов быть реализованной, - это та программа, которую пишет сам исполнитель. То есть человек, в идеале, должен сам создать какую-то свою цель, написать этапы и задачи, которые нужны для достижения этой цели. Как правило, по крайней мере, по моему опыту, спущенные сверху программы минимум в 2 раза реже достигают своего результата. И наоборот, программы, которые написаны подразделением или хотя бы руководителем подразделения, в которых учтены все нюансы и все особенности производства этого подразделения, очень часто достигают результата.
Так вот, для того, чтобы скоординировать деятельность компании по достижению стратегических целей и есть такой инструмент как Стратегическая сессия. Очень коротко я сейчас опишу как это происходит и каким образом.
Я провёл 7 стратегических сессий, и я понимаю в каких случаях и каким образом нужно проводить стратегическую сессию, чтобы она завершилась успехом.
Итак, первое - для того, чтобы собрать команду на стратегическую сессию, нужно иметь как минимум стратегию. То есть нужно иметь достаточно детально описанную цель, чтобы эта цель была ограничена по времени, содержала количественные показатели или критерии оценки. Чтобы ее разделяло большинство коллектива, как минимум, ТОПы команды. Чтобы она не была какой-то криминальной или незаконной. Далее необходимо сформировать замысел - что мы эту цель достигаем с помощью вот таких способов. Или таким способом.
По большому счету, для того, чтобы начать стратегическую сессию, этого достаточно. То есть достаточно описать цель как вы её видите как собственник и описать замысел.
Дальше, необходимо собрать с рынка максимальное количество данных, которые вам позволят, опираясь на них, создавать программы. Это могут быть статистические данные по вашим конкурентам, по рынку в целом, определение его доли в общем объёме ВВП, тренды какие-то - куда рынок будет двигаться, будет он укрупняться или, наоборот, дробиться, и так далее и так далее, понимаете? Чем больше у вас будет данных по вашей нише, выбранной вами, тем легче вам будет, опираясь на эти данные, приходить к каким-то выводам и анализировать.
Дальше, для того, чтобы провести стратегическую сессию, на неё надо пригласить несколько видов сотрудников. Во-первых, это должен быть, конечно, собственник или собственники и исполнительный директор. Во-вторых, это должны быть руководители всех подразделений, которые есть в компании. По крайней мере, тех, которые будут участвовать в реализации стратегии. Если у вас есть, например, подразделение сторожей или уборщиц, то их не стоит звать.
Далее, в идеале, чтобы на этой стратегической сессии присутствовали так называемые лидеры мнений или теневые лидеры компании. Это те люди, к мнению которых в компании прислушиваются. Под видом экспертов и так далее. Вы легко придумаете, для чего они нужны на этом мероприятии.
Идеально еще на стратсессию пригласить какого-нибудь ведущего эксперта по вашему рынку для вводного доклада. Это придаст вашей стратегической сессии в глазах ТОПов вес, то есть она станет таким серьезным мероприятием. У меня был такой опыт: я искал такого эксперта для компании, которая занималась девелопментом, нашел главного архитектора, который строил один из лучших московских девелоперских проектов - завод «Арма». И вот он нам рассказывал с какими трудностями и как они этот завод превращали в то потрясающее открытое пространство, которое сейчас есть в районе Курского вокзала.
Нужны такого рода приглашенные эксперты, которые однозначно «отраслевики» - из вашей отрасли. Далее, естественно, нужен секретарь - это может быть помощник собственника или директора. То есть кто-то, кто будет вести всякие протоколы, заниматься организационной работой, обеспечивать кофе-брейки и так далее и так далее. Это по составу.
Дальше, по месту проведения: в идеале, конечно, лучше это все делать не на производстве, потому что на производстве люди будут отвлекаться, думать: «а как же у меня дела тут рядышком в цеху или в соседнем кабинете... может я вот бегом сбегаю на переменке там посмотрю…». Всё, он погружается в операционку, забывает все, что было до этой переменки и потом его нужно будет долго приводить в себя. Поэтому нужно выбрать нейтральное место - это может быть загородный клуб, отель, просто деловое пространство с конференц-залом хорошим, главное, чтобы это было удобно, светло, приятно и оборудовано. В идеале вообще, чтобы это пространство было в таком месте, которое как раз и отражает ваши устремления или вашу цель. Например, начинающая компания, которая занимается IT-продуктами, может снять офис в здании «Яндекса». Это вполне возможно и без проблем - «Яндекс» свои конференц-залы сдает в аренду, можно с ними договориться.
Мы, когда в девелоперской компании проводили стратегическую сессию, снимали пентхаус как раз в одном из зданий "Армы", это был пятый этаж здания, которое так же занимал "Дубльгис". Вот соответственно, и само пространство вокруг отражало суть наших устремлений. Вот такой антураж тоже важен, поэтому если есть такая возможность, то нужно использовать.
Дальше, это должно быть в нерабочее время - выходные либо каникулы. В то время, когда люди действительно не будут думать о работе на постах и полностью все свое время посвятят как раз работе в стратегической сессии и, соответственно, решению задач сессии.
Итак, мы разобрались в том, что касается локации и времени, а что касается самой программы - она очень простая. Вы ставите задачу топ-менеджерам разработать статегические планы и программы по реализации стратегии и всё! Вы даете им время, даете им данные, даете кофе, чай, оснащаете дополнительными людьми в виде специалистов-экспертов или ценных сотрудников, и они начинают писать. Можете их объединить в общую группу, чтобы сначала они вместе написали программу по финансам, программу по продвижению и программу по производству. Можете разбить их на группы и устроить дух соревновательности, то есть половина команды пишет, например, три программы, другая половина команды пишет другие три программы, потом защищают друг перед другом. Можете устроить "двойной форсаж": разбиваете их на две группы и все две группы пишут все программы, а потом из двух вариантов общим голосованием выбираются лучшие на презентации.
Формат стратегической сессии может быть - один день, разделенный на две части, а может быть - два дня, разделенных на две части. Но всегда в первой части - программы создаются, а во второй части - защищаются.
После того, как программы защищаются - проходят через критику, через оценку членов команды, дополняются, дописываются, - они кладутся уже в виде утвержденных программ в ваш таск-менеджер и контролируются по срокам выполнения задач. У вас появляется в результате стратегической сессии четкий план действий, хорошо скординированные друг с другом программы, написанные самими исполнителями, которые будут потом реализовывать эти программы, что очень ценно! Теперь ваша задача - всего лишь обеспечить всех ресурсами для реализации этих программ, вдохновлять и следить за тем, чтобы эти программы были выполнены. И будет вам счастье!