ОРГАНИЗАЦИЯ

Главный продукт руководителя
Подробнее -->
«Как водить рукой так, чтобы был порядок и много денег», или Главный продукт руководителя.
Что такое продукт? Продукт — это результат деятельности, какой-то работы. Соответственно, у руководителя тоже есть результат его работы. Его работа - управлять, а результат — это полученные результаты его подчинёнными. Это и есть его задача и это главное. Получается, что продукт руководителя - это добиваться того, чтобы его сотрудники получали плоды своей работы, выполняли поставленные перед ними задачи и ничего другого!
Поэтому, когда вам говорят, что задача руководителя — это планировать, организовывать, координировать, контролировать и мотивировать сотрудников, — это всё правильно, но результатом этой работы всегда будет результат, полученный чужими руками.
Это важная штука, которую необходимо понимать любому руководителю. Особенно это касается руководителей, которые только-только начинают, скажем так, недавно получили руководящую должность. Очень часто они стараются личным примером показывать другим как надо делать ту или иную работу и чересчур увлекаются этим. А их подчиненные «свешивают ножки» и радуются, что теперь не надо делать свою работу, её так прекрасно делает за них руководитель!
Это частая ловушка руководителя, когда он знает, что он может сделать эту работу лучше любого своего подчиненного. Особенно это касается тех руководителей, которые вот еще недавно были хорошими специалистами в каком-то отделе, а затем их поставили этим отделом управлять. Естественно, он сделает лучше, ведь он отработал тут лучше всех! Но здесь нужно понимать, что его единственная задача - всегда делать так, чтобы его сотрудники получали результат, а не он за них!
Вот поэтому ещё раз: главный продукт руководителя - это полученный результат его сотрудниками, это выполнение ими поставленных задач, достижение целей чужими руками.
Пост руководителя и пост неруководителя (фаза 1 и фаза 2)
Подробнее --->
«А ты уверен, что ты сейчас не в теле Аватара?!», или Пост руководителя и пост неруководителя.
Фаза - период, ступень, этап развития чего либо.
Фаза 1 — начало новой деятельности, руководитель со всем справляется в одиночку, нанимает и обучает свой персонал.
Фаза 2 — управление отделом или департаментом или компанией, когда люди на постах, обучены и работают. Тогда единственная задача руководителя - добиваться от своих сотрудников, чтобы работа была выполнена!
У каждого руководителя иногда появляется необходимость личным примером показать сотрудникам, как выполняется та или иная работа. Также это необходимо, когда сотрудник не справляется с работой и его просто нужно временно отстранить от нее, иначе планы будут нарушены, а результаты не получены. Поэтому руководитель должен уметь выполнять работу практически всех своих сотрудников не хуже, чем они сами.
Но проблема в том, что в то время, пока руководитель выполняет работу своего сотрудника, сотрудник не может выполнять работу руководителя физически, а это значит, что компания на это время теряет своего руководителя. Или отдел теряет или департамент. То есть, в то время, пока он делает работу за своего сотрудника, он перестаёт быть руководителем.
А также это возможно, когда сотрудника ещё нет, пост ещё не создан, соответственно, руководитель сам выполняет эту работу, описывает этот пост, а после нанимает на этот пост другого человека, передаёт ему работу и добивается выполнение этой работы уже от сотрудника. В этот момент он работает в фазе 1.
Результат работы руководителей в фазе 1 - это всегда либо уточнённый регламент, либо описанный пост, либо передача этого поста новому сотруднику, если до этого момента сотрудника не было вообще.
Эта фаза необходима в работе любого руководителя - либо для создания поста, либо для преодоления опасности, когда просто необходимо выполнить ту или иную работу, а сотрудника нет или он еще не способен её выполнить. А также когда нужно просто личным примером показать, что эта работа может быть выполнена хорошо и в срок. Но руководитель должен понимать, что он это делает временно и что нужно срочно передать эту работу какому-нибудь сотруднику, потому что у него есть более важные задачи, и снова перейти в фазу 2.
В фазе 2 руководитель управляет, руководит, планирует, контролирует, организовывает, координирует, мотивирует и добивается, чтобы сотрудники выполняли поставленные им задачи и получали свои результаты.
Крайне важно всегда знать и точно понимать, в какой фазе ты как руководитель сейчас находишься. Выполняешь ли ты свою работу в фазе 2 как настоящий руководитель или сейчас вынужден временно находиться в фазе 1. Это частая ловушка, в которую попадают руководители. Теперь вы знаете, где находится выход из нее.
Итак, вопрос - в какой фазе сейчас находитесь вы, как руководитель?
Должностные инструкции
Подробнее --->
«Стать и Богом легко, если знать как», или Должностные инструкции.
Все мы с вами видели должностные инструкции, которые в разных компаниях находятся в Приложении к трудовому договору. Как правило - это документы либо скачанные из интернета, либо передающиеся из рук в руки уже на протяжении нескольких поколений в этой компании.
Иногда они не работают, иногда они очень формальны - то есть существуют только для видимости, не имея отношения к действительности. Иногда они написаны очень общими фразами и поэтому не понятно как их выполнять. Что же делать?
Работающая должностная инструкция - это чётко описанный порядок действий, которые способен выполнить любой сотрудник, который только-только приходит на этот пост. Прямо взять и начать по инструкции выполнять со 100%-ной или иной степенью эффективности работу этого поста. Вот такой должна быть должностная инструкция!
Вот такой у меня критерий полноты и качества подготовленных должностных инструкции: это когда любой человек, будь то секретарь или человек из другого отдела, которому необходимо временно выполнить обязанности, например, заболевшего сотрудника, берёт эту инструкцию и совершенно спокойно по ней выполняет все функции этого поста и получает все результаты, которые необходимо получить. Вот так это должно быть, не иначе!
В этой должностной инструкции должны быть описаны все успешные действия, подробно указано, где лежат инструменты, которые необходимы для выполнения этой работы, как этими инструментами пользоваться, в какой последовательности и так далее. А если к этой должностной инструкции будут приложены еще и какие-то графические и видео-файлы, которые помогут человеку быстрее разобраться в работе этого поста или этой должности, тогда будет ещё лучше!
Все очень просто. Поэтому вы можете вот прямо сейчас взять и пройтись по должностным инструкциям, которые у вас либо приложены к трудовым договорам, либо находятся на постах сотрудников. Почитайте их с такой точки зрения - а сможете ли вы, не зная как действовать на этом посту или в этой должности, только по одной этой инструкции выполнить более-менее качественно ту работу, которую вы требуете от сотрудника? И всё. Тогда и вы чётко поймёте, насколько у вас хорошая или нехорошая должностная инструкция.
Поэтому качественную должностную инструкцию может написать только человек, который работает на этом посту, либо руководитель, который этот пост создает, то есть который сам проходит ручками всё, что необходимо сделать на этом посту. И тогда там будут описаны простым человеческим языком все шаги, перечислены все инструменты и документы, которые используются для выполнения этой работы, указаны все коммуникационные линии - то есть с кем надо по каким вопросам общаться - коммуницировать, описаны какие есть на этой должности совещания и координации, описано у кого какую информацию брать, в какие сроки, в какой последовательности, для какого конкретно результата и так далее. Вот тогда это можно считать полной должностной инструкцией! И тогда вы можете быть спокойны, что даже если человек убежит или заболеет, вы всегда сможете либо нанять человека и быстро обучить его по этой должностной инструкции, либо передать этот пост кому-то другому на время. Пользуйтесь этим.
А как у вас обстоят дела с Инструкциями в компании?
Что такое коррекция?
Подробнее --->
«Сейчас я тебе поставлю всё на место!», или Что такое коррекция в управлении?
Коррекция - это изменение, исправление чего-либо для того, чтобы в следующий раз эти же ошибки не повторять. Это когда вы нашли какую-то ошибку, исправили ее, скорректировали курс корабля и теперь больше понимаете по какой причине вы отклонились от выбранного курса. Поэтому коррекция должна исправлять не только саму ошибку, но и то, что привело к ней. То есть находить правильную причину возникшей ошибки и эту причину искоренять.
А как это делать? Для этого при коррекции всегда необходимо проводить глубокий анализ той ошибки, которая была совершена, то есть выявлять ее причину. Ну, например, мы понимаем что на этой неделе у нас в отделе продаж квота 70 000 рублей, а получили 70 рублей. Что произошло? Для этого надо провести коррекцию. Мы же не хотим в следующий раз получить 60 рублей? А может и меньше! Мы анализируем: кто отвечает за эту квоту, проводим опрос и анализ инструментов, подпродуктов, выясняем всё ли у этого отдела было готово для того, чтобы сделать эти 70 000, при этом помним, что, как правило, причина может быть связана либо с одним сотрудником либо с другим. Что!? Да, как это ни парадоксально, но у любого отклонения всегда есть фамилия. То есть кто-то не сделал или некачественно сделал свою работу.
А вот для этого уже есть, как правило, три причины: а) мотивация - то есть у человека было всё необходимое для выполнения этой квоты, а он просто не захотел; б) недостаток обучения - он просто не знал как это выполнить; в) недостаток в организации - кто-то не поставил ему эту задачу или у него не было определённого приказа и так далее. Здесь надо заново понять: а кто этот кто-то, кто ему не поставил задачу или не отдал нужный приказ, почему так сделали, почему это произошло, и то же самое - проанализировав, дойти до самой корневой проблемы, до самой корневой причины этого отклонения и все устранить.
Если это мотивация, значит необходимо придумать игру - мотивацию. Если это обучение, значит обучить, а если это недостаток в организации, значит организовать этот участок так, чтобы это не повторялось. Вот этим нужно заниматься. Вот это и должна делать коррекция!
Как правило, в результате коррекции у нас появляется либо скорректированный сотрудник, который больше эту ошибку не допускает, либо скорректированная организация. Так или иначе, в результате коррекции появляется какой-то продукт - приказ, регламент или инструкция, которая позволяет в следующий раз на те же грабли не наступать.
Качество этой коррекции проверяется очень просто - в следующий раз, когда у вас появляется некое отклонение и вы снова в результате анализа обнаруживаете, что причиной явилось то же самое, что и в прошлый раз, что произведенные действия по коррекции не привели к устранению причины, значит была некачественная коррекция. Соответственно, надо снова делать коррекцию, снова смотреть на тот результат, который был до этого и на тот, который явился причиной отклонения в этот раз. Необходима качественная коррекция сразу, иначе это излишние действия.
❓А как вы поступаете с ошибками своих сотрудников?