МОТИВАЦИЯ

Уровни мотивации сотрудников
Подробнее -->
"Ты со мной куда - в огонь, в воду или в медные трубы?", или Уровни мотивации сотрудников.
Не секрет, что любой Создатель хотел бы, чтобы сотрудники в его компании относились бы к ней как к своей. Я очень часто от Создателей слышал, что "почему только мне это нужно?" или "ходят за зарплаткой" или "вечно пинать надо". При этом я их очень хорошо понимаю. Ведь это они создали эти рабочие места и платят сотрудникам деньги. И по сути кормят их семьи и дают возможность развиваться и самореализовываться. А в ответ зачастую получают за спиной критику и нытье.
Так почему же сотрудники не сотрудничают? Ответ кроется в уровнях мотивации. И я сейчас не говорю о мотивационных программах на результат, которые заставляют делать сверхусилия для достижения чего либо. Эти программы тоже должны быть. Я сейчас говорю о внутренней мотивации сотрудника по отношению к компании. Согласитесь это более долгоиграющая, а значит и более важная мотивация.
Мотивация - внутренняя сила или убеждение, заставляющие людей добиваться желаемых результатов.
Так вот, существуют три типа такой мотивации.
Первый - личная выгода. Когда действительно "ходят за зарплаткой" и вечно ноют, что нам мало платят. Такие сотрудники работают ровно до тех пор, пока не найдут более выгодное предложение. Поэтому если вы хотите удержать такого сотрудника, платите ему выше рынка или переводите его в следующий тип мотивации.
Второй тип - личная заинтересованность (интерес). Эти сотрудники уже работают не только за деньги, им интересно, и они в достаточной степени разделяют ваши цели и ценности. С ними уже можно "играть" в развитие и расширение компании, заниматься нематериальной мотивацией. Перетаскивать их на следующий уровень мотивации.
Третий тип - чувство долга. Это бойцы, с которыми можно "идти в разведку". Это люди, которые цели и ценности компании воспринимают как свои. Это сподвижники и соратники, которые собственное развитие видят вместе с развитием компании и внутри ее. Это ваш золотой фонд, берегите его. И преумножайте. А как это сделать, я могу рассказать вам на бесплатной консультации.
А что вас особо зажигает, вдохновляет в вашей деятельности?
Премии и бонусы
Подробнее --->
"Звезду графу Суворову!", или Премии и бонусы.
Мы с вами на прошлой неделе, также в четверг, обсуждали внутреннее состояние человека, его внутреннюю мотивацию, когда он работает в компании. От чувства личной выгоды до чувства долга.
Так вот, я хочу внести небольшую ясность. Независимо от того, в каком состоянии у вас человек находится, материальная или нематериальная мотивация всё равно должна быть. Если у вас человек в чувстве долга, то это не значит, что вы должны это использовать и не платить ему зарплату вообще. Или не давать ему каких-то мотивационных игр, не разрабатывать для него каких-то бонусов и премий. Понимаете, да? Ну то есть одно другого не исключает.
Так вот, в этот раз я хочу рассмотреть какие варианты мотивации, - сейчас мы будем говорить о именно материальной мотивации, могут быть в компаниях.
За свою практику я понял, что лучше всего в разных отделах работают премии, которые непосредственно связаны с результатами. Так как человек должен понимать взаимосвязь того, сколько и чего он сделал с тем сколько он за это получил. Тогда у него возникает, скажем так, понимание того, что если он сегодня сделает чуть больше, чем вчера, то он и получит чуть больше, чем вчера. Вот так это работает.
И тогда люди с нормальным, я повторю - именно нормальным отношением к работе, то есть не полные лодыри-бездельники, начнут потихоньку-потихоньку увеличивать производительность и эффективность, стараться делать больше для того, чтобы больше зарабатывать. Это то, что касается бонусов, процентов.
Коммерсантов лучше всего мотивировать процентами от продажи. А какую-нибудь службу пиара или маркетинга классно мотивировать не только с помощью процентов от количественных показателей - заявок или новых обращений, но и в том числе давать премии за перевыполнение планов, или за какие-то потрясающие акции, которые открыли для вас новые каналы продаж с какой-то сумасшедшей конверсией и так далее. Вот в этом случае используется премия. Премия - это, как правило, мотивация, которая нацелена на то, чтобы человек сделал какие-то сверхусилия и получил какой-то сверхрезультат - такой результат, который в его нормальной регулярной деятельности до этого получен не был. И тогда люди видят, что “О, блин, вот там я немножко голову включил, здесь немножко поднапрягся и в результате заработал премию!”.
Обязательно не забывайте делать все ваши премии, бонусы или какие-то другие поощрения, известными в компании! Для этого можно делать рассылки или, например, сделать доску “Лучшие сотрудники” с результатами недели, месяца и так далее. Люди должны знать своих героев и должны понимать, что, да, компания заинтересована в хороших и производительных ребятах. Что эти хорошие ребята здесь получают достойные поощрения и вознаграждения за свою работу или за свои открытия.
Смотрите, есть одна ловушка, в которую я попадался по молодости ни раз до тех пор, пока не понял, что это ловушка. Дело в том, что премия или вообще поощрения, - они работают лучше всего тогда, когда они согласованы заранее и человек планомерно занимается именно тем, что добивается, именно добивается, ее получения. Понимаете? Очень часто руководители грешат тем, что, например, получился какой-то потрясающий результат, допустим, отдел продаж в этом месяце в два раза перевыполнил план и вы просто приходите и говорите: “Ох, всё, ребята, я вас сейчас осыплю золотыми слитками!”, а потом начинаете разбираться и понимаете, что, оказывается, этот результат сделал не столько отдел продаж, сколько отдел маркетинга или отдел пиара, который нашёл какого-то потрясающего клиента, который был настолько утеплен, что он просто пришел в отдел продаж и заставил их подписать с собой какой-то потрясающий контракт. И в результате получилась эта рекордная выручка, понимаете? И если вы заплатите премию отделу продаж, не разобравшись, то у вас, первое - отдел продаж поймёт, что можно получать деньги ни за что и потом будет их требовать постоянно, а второе - отдел маркетинга и пиара будет расстроен и будет понимать, что его заслуги не оценили.
Поэтому я стараюсь делать следующим образом. Смотрите, есть на квартал, на полгода, год разные мотивационные схемы с разными отделами и департаментами и мы, соответственно, ставим какие-то повышенные планы и за их выполнение у нас идут хорошие бонусы или премии. И тогда работа идет, мы видим, что ребята действительно стараются, они действительно прикладывают какие-то сверхусилия для того, чтобы это делать. И тогда сразу понятно, что есть какая-то мотивационная игра и мы в самом хорошем смысле с ребятами в неё играем. Для того, чтобы всем было хорошо. Это что касается премий и бонусов.
Знаете, очень часто бывает так, что люди приходят и говорят: “Мы в этом месяце вот столько сделали, заплати мне премию!” или “Мы в этом месяце сидели по 10 часов в кабинете, хотим премию!”. Здорово, конечно, ребята, но это не было ни с кем согласовано никаким образом, не было договоренности о том, что если вы будете сидеть не по 8, а по 10 часов, то вы должны будете получить премию.
Поэтому если пару раз так пойти на поводу и выплатить премию просто за какую-то постдоговоренность - после какого-то результата, то, поверьте мне, это превратится в постоянно действующую историю! То есть люди будут что-то делать, а потом приходить к вам за вознаграждением.
Я знаю, что многие компании так делают, но вот для себя я сделал такой вывод, что условия мотивации должны быть оговорены до того, как человек начнет прилагать сверхусилия, а не после. Потому что, как правило, это всегда приводит кого-то в расстройство - либо вы понимаете, что переплатили, либо человек понимает, что ему не заплатили.
Так вот это все, что касается бонусов и премий. В следующий раз поговорим об опционах - особый способ мотивации.
А как вы мотивируете и награждаете своих супергероев?

Опционы
Подробнее --->
"Беспрецедентная акция компании!", или Опционы - интересная форма мотивации сотрудников.
Смотрите, есть еще одна история - опционы. Что такое опционы? Опционы - это награждение особо отличившихся победителей за выдающиеся результаты и выдающиеся победы - наделением их акциями компании. То есть они становятся совладельцами компании. Опционы бывают материальные, виртуальные, отложенные и так далее. В основном это директора, коммерческие директора и так далее получают акции компании либо по выслуге лет, либо за какие-то потрясающие результаты.
Опцион - такая вещица непростая и в принципе, на российском рынке я знаю не очень много компаний, которые работают именно с опционными схемами. Часто это топ-менеджеры в больших публичных компаниях - в них это очень широко распространено. Вот я знаю в Яндексе очень хорошая опционная схема, например.
Итак, за какой-то выполненный проект или за перевыполненный план ты получаешь определенное количество акций, торгующихся на бирже, они тебе передаются из общего фонда компании и становишься совладельцем компании - акционером.
В Яндексе вообще история интересная очень тем, что ты акции получаешь, но вступаешь в права владения этими акциями только через 5 лет. То есть тебя, грубо говоря, ими наделили, но только через 5 лет ты начинаешь ими владеть, получать от них дивиденды. Это очень хорошо удерживает сотрудников, делает их в хорошем смысле лояльными. Мне тут один из сотрудников Яндекса, топ-менеджер, рассказывал: “Ну смотри, у меня там на несколько миллионов долларов уже полученных опционов, если я выйду из компании, я их просто потеряю”. Ну тогда да, куда тут уходить, никуда не надо уходить, например, к конкурентам, даже если тебя зовут на большие зарплаты.
А в небольших компаниях опционы бывает виртуальными - это когда топ-менеджеров наделяют долей участия в прибыли. То есть они не является владельцами, но начинают с какого-то момента участвовать в прибыли. У них есть какой-то процент этих виртуальных акций и по ним рассчитывается распределение прибыли между всеми акционерами. Соответственно, при таких опционах акционером он будет оставаться тоже ровно до того момента, пока не прекратит работать в этой компании. Уходя из компании, естественно, он ни на какую прибыль уже рассчитывать не может. Ну вот в принципе всё, что я хотел рассказать вам об опционах.
Знакомы ли вы с такой схемой мотивации, встречали?