Вообще командообразование - достаточно сложная тема с точки зрения того, что в ней перемешано очень много всего: и организация, и персонал, и мягкие навыки, и психология коллектива и лидерские качества. И это смесь того, что не очень-то точно описано, к сожалению, что в литературе, что на каких-то курсах. Я же сейчас попробую поделиться с вами тем опытом, который у меня есть. И лучше начну с негативного опыта, как бы это странно ни звучало.
Часто, когда я приходил в коллективы в качестве директора, я сталкивался с ситуацией, когда предыдущий директор неправильно понимал командообразование, или не до конца его понимал, и делал следующее. Он сплачивал команду, либо вокруг внешнего врага в виде конкурента или в виде каких-то внешних обстоятельств, или что еще хуже и такое тоже часто бывало, - когда он сплачивал команду против собственника.
Как правило, это происходило следующим образом, давайте разберем вариант с собственником: директор в какой-то момент совершил какой-то проступок на своем посту- что-то не сделал или что-то делал не так, получил небольшую взбучку от собственника, естественно, от этого получил неприятные эмоции, под влиянием этих эмоций сделал какие-то неправильные выводы относительно собственника - какой он плохой, «редиска» и все остальное. Потом в этих выводах ему надо было самому же и убедиться, он стал искать, за что еще можно покритиковать, стал подмечать какие-то вещи и так далее. Потом, для того, чтобы в своем противостоянии не быть в одиночку, он стал жаловаться на собственника коллективу. И так далее, потихонечку коллектив стал воспринимать собственника как врага компании и коллективу.
Это пример недальновидного директора, потому что, как правило, это всегда заканчивалось тем, что: а) собственник это вовремя замечал, директора увольнял, а с коллективом проводил работу и быстро находил нового директора, либо б) собственник оказывался близоруким, продолжал пинать директора, а вместе с ним и весь коллектив, тогда зачастую коллектив вставал и уходил вместе с директором, искал новую работу, либо открывал подобное предприятие, своровав технологию. Такое тоже случается и это пример неправильного командообразования.
В принципе, похожая ситуация, когда команда сплачивается против какого-то конкурента и начинает с ним воевать. Это тоже не очень правильно, потому что, либо конкурент оказывается сильнее, тогда команда страдает от этого, либо конкурент поглощается, и тогда команда тоже мучается - «а что дальше делать?».
Идеально собирать команду вокруг целей, вокруг стратегии, вокруг каких-то позитивных вещей и этим ее сплачивать! Сейчас я поделюсь с вами, каким образом это можно сделать. Во-первых, надо выяснить, как минимум у ТОПов компании, какие у них цели в жизни и постараться эти цели вплести в цель компании и в цель собственника. То есть постараться сначала сплотить, скажем так, «верхушку» команды в виде ТОП-менджеров. И вот когда они будут сплоченными, то, поверьте, гораздо проще будет сплачивать всех остальных, потому что они будут целеустремлены, мотивированы, лояльные, и видя их лояльность, мотивированность, сплоченность, сотрудники будут на них ориентироваться. Потому что так или иначе, всегда ориентируются на лидеров.
Идеально, когда у руководства хватает, скажем так, понимания и ответственности для того, чтобы эти чувства и этот боевой дух компании поддерживать!
Делается это простыми четырьмя способами, причем всеми четырьмя, без исключения.
Итак, первое - это обязательно, два раза в год минимум, а лучше чаще, проводить какие-то командные выезды: это можно делать на стратегических сессиях, можно для обучения, а можно делать просто как командообразование - поиграть на свежем воздухе или какие-нибудь веревочные тренинги и все остальное. Сейчас, слава богу, в этом проблем нет, - компании, которые это представляют, обучают и делают - миллион! Не забывайте о том, что команда должна сплачиваться не только на производстве, но еще и в специально для этого придуманных местах и специально для этого придуманным способом.
Второе - команда должна сплачиваться вокруг побед, поэтому не забывайте о том, что вы должны ставить выполнимые планы, и обязательно, замечать и делать известными победы каждого сотрудника, каждого отдела, каждого подразделения и компании в целом! Это всегда очень оплачивает! Тогда компания состоит из победителей! Тогда компания в целом в хорошем состоянии и на хорошем ходу идет. Поверьте, это всегда сплачивает. И, наоборот, - разобщает, когда идут поражение, критика, наказания, находятся виноватые и так далее, - это всегда разъединяет. То есть, второе - это поощрения и победы, победы и поощрения.
Третье - это обязательно общение. Много-много общения на всех уровнях! В идеале, есть такие вещи, как «Завтраки с директором», «Завтраки с собственником» и другие способы, когда директор и собственник могут в неформальной обстановке общаться с сотрудниками всех уровней. Большое-большое количество общения именно по вертикали, чтобы понимать, о чем думают, что делают, какие проблемы, какие страхи у людей и так далее. Это тоже обязательно нужно делать - искать поводы как пообщаться в неформальной обстановке с разными членами своей команды.
Ну и четвертое, самое главное, - это, когда у вас есть как минимум ежемесячные собрания. А можно и два раза в месяц общее собрание коллектива проводить, на которых вы награждаете каких-то отличившихся, делитесь планами на ближайший месяц, квартал и так далее, знакомите людей с новыми сотрудниками, отмечаете, у кого в этом месяце был день рождения или что-то еще. То есть делитесь полезными и позитивными новостями, тем самым поддерживаете вот эту обстановку боевого духа и сплачености, можно сказать даже семейности в коллективе.
Вот эти четыре совета. Поверьте, можно придумать еще десять способов сплачивать коллектив как минимум, но вот эти четыре, на мой взгляд, - самые основные. Вот, пожалуйста, пользуйтесь, применяйте на практике, и у вас будет сплоченный, довольный и заряженный на победу коллектив! Спасибо!